Модельные грунтовки. За или против?

Дата публикации: 07.06.2021

Тема грунтовок для моделей всегда была актуальной и рождает не меньше споров, чем тема красок и другой химии. Есть сторонники обязательного грунтования перед покраской, а есть моделисты, которые этого не делают и предпочитают красить прямо по пластику.

Сразу скажем, что грунтование модели необходимо и постараемся разобраться, почему именно. Для этого стоит дать определение, что такое грунтовка и какая у нее цель в покрасочном процессе.

                                                                                      


В грунтовании нет ничего хитрого, подготовительные составы появились более 100 лет назад при развитии промышленности разных стран. Возникшая необходимость к устойчивому слою краски подтолкнула разработку жидкостей дающих повышение адгезии к различным поверхностям и материалам. Лидерами в этом направлении стали США и Германия. Комбинируя различные химические свойства, грунтовки позволили успешно окрашивать авиационный алюминий, корабельную сталь и промышленные объекты в различных температурных регионах нашей планеты.

С того времени суть грунтовки не изменилась – это смесь абразива различной фракции на акриловой, нитро либо другой основе. Благодаря своим свойствам грунт имеет повышенную адгезию с поверхностью и, ложась на нее, четко повторяет рельеф, проявляя дефекты либо наоборот выравнивая их.

Первая функция грунтовки – увеличение адгезии краски к поверхности. Обычно краски (кроме нитро основ) имеют низкий показатель сцепления с поверхностью и добиться качественной покраски получается крайне редко. Последующие механические воздействия и везеринг попросту стирают её с пластика.

                                                                                       

Вторая функция – унификация поверхностей. Часто сборные модели кроме пластика состоят из деталей фототравления или смолы. Все эти компоненты имеют разные цвета и фактуру, что в дальнейшем может сказаться на окраске модели. Что бы исключить эти неприятные нюансы на дальнейших стадиях окраски, модель обязательно грунтуется.

С развитием испанской химпромышленности для моделизма, кроме нитро красок на рынке начали появляться акрилы на водной основе, а вместе с ними и акриловые грунтовки. Таким образом, самые популярные и основные типы грунтов это акриловые и нитро.

                                                                                                                                                

Нитро грунты – наиболее универсальные и проверенные жидкости для любых поверхностей. Лидерами по качеству и доступности являются фирмы Tamiya и Mr.Hobby. У каждого из этих производителей есть варианты составов под аэрограф и в аэрозольных баллончиках. Благодаря различной степени абразивности, моделист может выбрать жидкость под конкретную задачу или тип модели. Нитро грунтовки имеют максимальную степень адгезии к поверхности и наиболее предсказуемое поведение, даже если пластик не подготовлен и имеет жирные следы. Некоторые грунты на нитрооснове имеют легкую степень приплавления полистирольного пластика, что дает еще лучшее сцепление с поверхностью и практически 0% того, что краска подорвется модельным скотчем или другим инструментом. Японские производители модельных грунтов ввели понятие абразивности, указывая на банках её значение (500, 1000, 1500 и т.д.), это помогло наглядно сравнить и определить, какая степень помола абразива необходима под конкретные задачи. Так, например, абразивность P500 считается черновой и базовой под последующую шлифовку, а P1500 считается финишным грунтом и используется авиаторами или автомоделистами. Стоит отметить, что нитро грунтовки хорошо шлифуются мелкими наждачками, подходят для мокрой шлифовки и не имеют свойств к локальному слущиванию. Настойчиво не рекомендуем использовать автогрунтовки для экономии, они попросту растворяют полистирольный пластик, который считается самым мягким по своим свойствам и не используется в промышленности. Все автогрунтовки имеют агрессивные свойства для взаимодействия с металлами и ABS пластиками и никогда не применяются на пластиках типа PS.

Единственным недостатком нитро грунтовок, как и всей химии на нитро основе является запах. Работать требуется либо в респираторе либо возле вытяжки.

Акриловые грунты.

Лидером акриловой модельной химии является испанская фирма Vallejo. Не имея прямой конкуренции в Европе, испанцы стали практически монополистами. Немного позже стали появляться AK, AMMO Mig.  Акриловые грунтовки это соединения абразива и полиуретановых смол, замешанных на водорастворимом акриле. Составы грунтов Vallejo-AMMO-AK очень похожи и нет особо смысла их разделять, они наносятся и работают одинаково. Отдельно стоит отметить только продукцию AMMO OneShot Primer, она имеет несколько другую структуру и является перепаковкой грунта американской фирмы Stynylrez. Несмотря на наши попытки быть объективными и активную рекламу «нетоксичности» акрилов, у таких грунтовок есть серьезный недостаток – слабая адгезия. Состав акриловой жидкости попросту не взаимодействует с поверхностью пластика. По сути это такая же акриловая краска просто с добавлением абразивной фракции. Под акриловую грунтовку необходима подготовка пластика, матирование наждачками, обезжиривание спиртом либо купание литников в моющих средствах, но даже это не даст 100% гарантию, что скотч не подорвет краску на стадии близкой к финишу. Акриловая структура не предназначена для шлифования, то есть если вы столкнулись с шагренью или прилипшей пылью, шлифовать нужно осторожно и желательно по сухой поверхности. Мокрой шлифовке акриловые грунты поддаются плохо, особенно Vallejo.

                                                                                          


Преимуществом акриловых грунтов остается нетоксичность и большой выбор цветов. На цветах остановимся подробней.

С момента появления модельные грунты были доступны преимущественно в серых цветах. Потом появились белые и черные цвета. С точки зрения цвета, серый и белый грунты  минимально влияют на последующие шаги окраски, не затемняя первый, базовый слой краски. Например, зеленые, коричневые и серые цвета краски имеют высокую укрывистость, по этому полностью перекрывают даже темно-серый цвет грунтовок. В свое время белый цвет грунта является универсальным и не меняет ни одного цвета краски, которая существует в палитрах модельных производителей. То есть после нанесения на модель, вы получаете такой же цвет как видите в банке. Именно по этому, аэрозольные грунты Tamiya имеют два оттенка серого цвета, светлый и стандартный серый. С появлением испанских техник окрашивания и контрастирования, начал набирать популярность черный цвет грунтовок. Черный цвет изначально дает хорошие тени в глубоких участках модели и работает на объем. Немного позже в тренды вошли цветные грунтовки зеленых, бежевых, коричневых и других цветов. Производители обозначали такую широкую палитру как упрощение жизни моделисту, поскольку модель можно покрыть грунтом базового цвета, а далее непонятно, то ли приступать к осветлению этого базового грунта непосредственно краской, то ли сверху на базовый грунт накрашивать еще базовый слой краски. Вобщем, упрощения жизни явно не получилось и грунтовки базовых серо-белых цветов продолжают быть основными в обиходе. Отметим, что японские лидеры Tamiya-Gunze не поддавались тренду «цветастости» и продолжают выпускать продукцию Surface Primer классических цветов. Наибольшая палитра цветных грунтовок остается у Vallejo, в её ассортименте около 20 цветов. По сути, испанцы добавили пигмент из красок в грунтовочный состав и получили новую линейку продуктов. Маркетинг.

                                                                                          

Стоит упомянуть еще одно назначение грунтовок – создание текстурных поверхностей на моделях или в диорамах. Для этого практически всегда используются нитро грунтовки крупной фракции (обычно P500). Любители бронетехники наносят разбавленный состав на детали, которые должны имитировать фактуру литой брони. После высыхания такая поверхность может обрабатываться наждачкой и имеет достаточно крепкий слой. Водные акриловые грунтовки для такого не пригодны, поскольку не имеют такого собственного объема и достаточного сцепления с пластиком.

Основным способом качественного нанесения нитро грунтовок на поверхность является аэрограф. Из-за того, что жидкость быстро высыхает и испаряется, нитро составы невозможно нанести кистью не оставив мазков. Именно по этому, как дополнение к аэрографам  используются аэрозольные баллоны.

                                                                                           

 Акриловые же грунтовки менее требовательны к такому и дают возможность работать кистью на небольших рельефных поверхностях, но равномерно закрыть, например, крыло самолета ими тоже весьма проблематично. В отличии от нитро, акриловые грунты существуют только в виде жидкостей для аэрографа, аэрозолей нет.

 Надеемся, данный материал будет полезен и в дальнейшем поможет сделать правильный выбор при покупке!

Пользуйтесь только лучшим!

Рейтинг статьи:
Оценить статью:
0 отзывов

Оставить отзыв:

Отзыв
Ваше имя
Подписка на новости магазина